ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СОРОК ПЯТОЕ ЛЕТО РОДНОГО ГОРОДА.

Пусть очень условная, но Дата! С большой буквы, и поэтому можно только радоваться новой встрече с «Богом данной». Сколько разных встреч и впечатлений предвкушаю, садясь в самолёт – и ежегодно получаю новые эмоции, делаю новые открытия и не перестаю удивляться разнообразию Феодосии – только не проходи мимо, всматривайся, думай и…поражайся тому, что в этом городе всё ещё есть в изобилии. Это следы и объекты прошлого, в том числе средневековья, и это – встречи со старыми и новыми людьми – друзьями, и нет…
За этим разнообразием всегда еду на родину. Больше нигде таких эмоций, радости, знаний и встреч не получишь. Нет, другие, конечно, есть, но не в Феодосии – таких, как там – нет во всём мире…
…Самолёт делает огромный круг и снижается со стороны моря. Так надо, чтобы меня и ещё многие сотни человек пассажиров не настигла, сдуру или специально, украинская ракета класса «земля-воздух». Где это в мире страна – авиаперевозчик должна учитывать возможные риски со стороны умалишённых ракетчиков сопредельной территории, которая называет себя страной? Да, эта страна – обладатель лучших в мире борцов с самолётами гражданской авиации! Но лучше об этом не задумываться: ПВО Российской армии в российском Крыму на боевом посту, а лётчики – настоящие профессионалы!

Первая встреча в аэропорту.

Всё в порядке в небе Крыма, самолёт прибывает в Симферополь всего за три с небольшим часа, где меня с женой уже встречают моя сестрёнка с мужем. Там же происходит краткая встреча с другом Сергеем Ченныком, специально приехавшим из города чтобы повидаться. Знаком с ним всего-то года два, а кажется, что знаю всю жизнь! Сергей Викторович — очень разносторонний человек, одержимый военной историей Крыма. Но не просто увлечённый, а опытнейший и очень знающий военный историк — исследователь, написавший прекрасные книги по истории первой обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов (целых 5 томов!), упомянуть которые я просто обязан — Часть I. Вторжение. Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856) Восточной войны (1853-1856). Севастополь. 2010 год. Часть II. Альма. Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856) Восточной войны (1853-1856). Севастополь. 2011 год. Часть III. Противостояние. Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856) Восточной войны (1853-1856). Севастополь. 2012 год. Часть IV. От Балаклавы к Инкерману. Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856) Восточной войны (1853-1856). Севастополь. 2014 год. Часть V. Последний штурм. Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856) Восточной войны (1853-1856). Севастополь. 2014 год.
Предполагаю, разумеется, как дилетант – любитель, что такого глубокого и научно проработанного исследования тех уже далёких, но по-прежнему очень важных событий военной истории России, до сих пор не было. И сам себе вопрошаю: почему все эти великолепные исследовательские работы по нашей с вами военной истории ещё не находятся в библиотеках городов, сёл, школ и ВУЗов нашей необъятной России — матушки – по ним учить историю нужно молодёжи…
Его трудами с украинских времён выпускается уникальный военно-исторический журнал «Military-Крым», который по возвращении Крыма в Россию, наконец-то, уже можно получать по подписке не только в Крыму, но и по всей России – индекс подписки П-3230 – сообщаю для всех понимающих и думающих. Не берусь сравнивать это региональное издание с подобными в Российской Федерации – ну не с «Военно-историческим журналом» же сравнивать Министерства Обороны России? Нет! Конечно – ведь глупо сравнивать одни только материальные возможности журнала Минобороны России, его сайта и маститых авторов, выпускающих «ВИЖ», с возможностями подполковника запаса Сергея Ченныка и его друзей – соратников. Тогда с какими подобными сравнить, да и есть ли такие ещё в России? Вопрос, в целом, конечно риторический – просто надо брать и читать любой номер «Military-Крым» чтобы понять, что вы прикасаетесь к абсолютно уникальным и потрясающе интересным материалам, фактам и событиям разных эпох, изложенным местными, в основном, непрофессиональными исследователями военной истории Крыма. Но какие это труженики истории, какие беззаветные поисковики и исследователи архивов, удивительным образом сохранившихся в Крыму, а так же за границей! Просто перечислю некоторых из этих людей: феодосийцы О. Ольховатский и А. Бобков, керчанин А. Бадякин, житель Ст. Крыма С. Ткаченко, евпаторийцы Е. Андронов и А. Сакович, севастополец П. Ляшук, симферопольцы В. Надикта, М. Михайлов и, разумеется, главный редактор, вдохновитель и «буксир» всего этого исторического действа, Сергей Ченнык. Тут печатаются и не Крымские авторы, и профессиональные историки, но я, поскольку всё равно их пока не знаю лично, их фамилии для экономии времени пока что опущу. Но скажу – достойные исследователи и историки трудятся в этом журнале! Жаль, что историческую ценность этого прекрасного военно-исторического издания пока что не оценили в Министерстве Обороны Российской Федерации, хотя могу предположить, учитывая то, что журнал известен уже далеко за пределами России, что он там воспринимается сейчас скорее как конкурент, а не как ценный дополнительный ресурс для всестороннего развития Российской военно-исторической науки. Впрочем, рассуждать на эту тему можно долго, но я предлагаю читателю посетить сайт http://military.sevstudio.com/, созданный, опять же, трудами Сергея Викторовича и его друзей – вопросов у вас не останется! Ничего – время, я уверен, всё расставит по своим местам.
А ещё С. Ченнык «тянет на себе» им же созданный Благотворительный фонд «Военная слава Крыма», главной задачей которого является участие в развитии и совершенствовании системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Крыма и Российской Федерации высокого патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества – а это задачи вообще государственного масштаба! И кто их ставит, причём сам себе? Общественник и его соратники – нет слов просто! Кто понимает, что значит заниматься общественной работой в Российской Федерации вообще, выпускать журнал очень высокого научного и полиграфического уровня, учреждать подобные фонды не будучи, хотя бы немножко, олигархом, тот поймёт: это подвиг!
Истинный Патриот России и её военной славы, а вовсе не кабинетный буквоед-исследователь, в украинские времена жил и работал сложно: я вообще удивляюсь и продолжаю поражаться материалам его журнала, который выходит, между прочим, уже почти двенадцать лет – ведь читая номера, вышедшие до Крымской весны 2014 года, абсолютно не понятно – в России его творили, или в Украине? Сказать, что содержание его было всегда пророссийским – ничего не сказать: ведь вся военная история Крыма — именно почти на 90 % российская военная история! Такие взгляды нравились тогда далеко не всем, но об этих моментах Сергей скромно умалчивает, хотя представить его проблемы в Украине не так уж трудно. Зато его труды, в том числе материалы выше упомянутого сайта, говорят сами за себя!
И вот этот военный историк, офицер в запасе и борец за Российский Крым, недавно награждённый за свои труды Главой Российского Императорского Дома Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной Императорской медалью «В память 100-летия Великой войны 1914-1918 гг.», одарил меня несколькими номерами журнала( в одном из которых – не могу этому не порадоваться, есть и моя работа), и мы поговорив недолго, тепло попрощались – он всегда очень занят, весь в своём сложном и прекрасном деле, и поэтому его приезд расцениваю как дань уважения и желания пообщаться со своим горячим почитателем из далёкой Тюмени.

nagrada-sergeyu-kopiya

Я искренне рад, что его труды уже заметны в Российском Императорском Доме: надеюсь, что и наши власти скоро обратят внимание не только на прошлые заслуги этого человека, но и на большие возможности в решении конкретных проблем патриотического воспитания не только молодёжи Крыма, а всей России, которые заложены в созданных им ресурсах, планах и проектах. Да что уж там молодёжи – взрослых миллионы, выросших без нормального воспитания вообще!

kratkaya-vstrecha-kopiya

За всё это тебе, Сергей, моя искренняя благодарность и пожелания новых творческих и профессиональных успехов!

Феодосийский военный санаторий сегодня.

Посещаю это благодатное место второй год подряд, совмещая полезное с приятным. Вижу и слышу, разговаривая с работниками, что в недавнем прошлом это прекрасное место для отдыха и лечения постепенно приходило в упадок и даже грабилось. К примеру, сейчас частично отсутствует мраморная облицовка лестничных маршей по направлению от столовой к жилому многоэтажному корпусу. Неблаговидным делом занимались некие посланцы «высшего украинского руководства» в лице ни кого-нибудь, а самой «оранжевой принцессы» — Юли Тимошенко! Информацию людей, конечно, не проверишь – да мне и ни к чему это: факты и так налицо, как и множество варварски спиленных верхушек, предполагаю уникальных, голубых елей.
В прошлом году в главном корпусе, судя по состоянию нашего простенького, двухместного однокомнатного «повышенной комфортности» номера, никакого ремонта с советских времён не было. Картина с мебелью выглядела по-сиротски. Не буду вспоминать о состоянии штор и прочего. Досаждали лифты, работавшие с перебоями – было понятно, что возрождение санатория ещё впереди.
И вот ровно через год ясно – люди прилагали все усилия, чтобы улучшить, исправить, заменить и облагородить множество объектов, сооружений, ландшафт и обслуживание, не взирая на объективные трудности нашей современной жизни.
Что бросилось в глаза и подтверждает то, что написано выше:
— лифты в 2016 году работают бесперебойно, постоянно и не один.
— на одном этаже выполнен евроремонт; видимо, для создания зоны по-настоящему высокой комфортности. Что ж, наверное это правильно.
— во всех номерах теперь установлены современные телевизоры, и хоть я лично туда ехал не телевизор смотреть, всё же это приятно! Никаких перебоев с водой или светом не было.
— питание по-прежнему разнообразное, но уровень обслуживания в столовой немного ухудшился; думаю, что из-за ошибок местных маркетологов или юристов, которые пригласили гостей больше, чем санаторий смог принять (из разговоров персонала). В июне возникла некая толчея, заминки с размещением. Меня попросили, к примеру, не оставаться до утра в последний день пребывания, а покинуть номер вечером. Можно было, конечно, настоять на положениях Правил размещения отдыхающих, но не было желания портить себе, в целом позитивное, настроение. Тем более, что есть куда «отступать»…
— ведётся, и на некоторых старых корпусах уже закончен, ремонт крыш – вот уж никто, пожалуй, сейчас точно не скажет, когда такое было последний раз! Ремонтируются и внутренние помещения этих корпусов, которые со временем, я почти уверен, смогут стать прекрасными, не стандартными VIP апартаментами. Поскольку вполне понятно, что и военному санаторию в наших условиях требуется быть конкурентно способным предприятием для отдыха и оздоровления. Завезено много новой мебели. Так что и в этом направлении санаторий сейчас развивается, что не может не радовать. Более того, у руководства имеются конкретные планы этого развития.

plany-obustrojstva-sanatoriya-mo

— немало делается по улучшению содержания уникального ландшафта санатория: территория тщательно убирается, цветники выглядят роскошно и ухоженно, поливаются. Производится замена старых лавочек на новые. Впрочем, не очень удобные для отдыха – но это факт. Улучшено освещение территории санатория в тёмное время суток – всё это, к слову, остро необходимо делать по всему городу, но… пример санатория для городского руководства, видимо, неприемлем…
— про медицинские услуги объективно сказать могу мало – получил только положенные сеансы очень качественного массажа. Все остальные процедуры – при желании, выходящем за пределы показаний в направлении, теперь стали платными. Порядок, установленный в Российской Федерации, теперь строго выполняется и в Феодосийском санатории МО. Я не в обиде: для меня пока что лучшая медицинская процедура – это ПРИНЯТИЕ ЧЁРНОГО МОРЯ. Тёплого, и подольше. Но – утром, когда не жарко…
— тщательно соблюдается пропускной режим. Ненавязчиво, но чётко охрана требует предъявления документов при входе и выходе с территории санатория. Соответственно, каких-то посторонних или болтающихся людей — нет. Это – что ни говорите, а характеризует наличие порядка на территории военного – именно военного санатория. Впрочем, по этому показателю и в 2015 году всё было на достойном уровне.
Персонал как всегда – доброжелательный, профессионально подготовленный. Правда, слышал сетования на низкую зарплату: что ж, видимо прав наш премьер Медведев со своим заявлением на счёт наличия денег. Но выбора, похоже, не очень много, и народ, трудящийся в санатории, будет ждать улучшения оплаты своего труда.
В целом, отдых в этом году нам понравился: за такие деньги для военных пенсионеров уровень обслуживания вполне приличный, условия прекрасные, и будем надеяться, что ситуация будет улучшаться вместе с повышением оплаты труда тружеников санатория.

Увековечена память Петра Ильича Чайковского в Феодосии.

7 июня 2016 года в нашем городе происходило примечательное событие в культурной жизни — на фасаде здания феодосийской детской музыкальной школы №2 торжественно открыли памятную информационную доску великому русскому композитору Петру Чайковскому.

Не мог не присутствовать! Пригласил автор идеи и воплощения её в жизнь — председатель клуба любителей истории Феодосии, ещё один мой друг Константин Виноградов. Чайковский был и остаётся в мировой истории музыки не только как величайший композитор, создавший шедевры в жанрах оперы, балета, симфоний и романсов, но и как один из лучших методистов. Он так же был выдающимся дирижёром, педагогом, музыкально-общественным деятелем. Его произведения представляют выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру. Впрочем, у меня нет желания перечислять заслуги и количество созданных произведений этого великого человека – об этом всё давно написано. Но причём тут Феодосия? Узнал там же.
Открытие информационно-памятных досок — знаков в Феодосии стало уже доброй традицией, к которой многие уже привыкли, принимая труды упомянутого клуба любителей истории Феодосии и его руководителя как должное. Это те люди, которые понимают важность знания многогранной истории нашего древнего города и людей, её творивших. При этом мало кто задумывается, как и каким образом возникают подобные идеи и, в особенности, как они воплощаются в жизнь. Только в прошлом году , 2 сентября, Клуб открыл целых четыре информационные доски на здании музыкальной школы №2, рассказал присутствующим на открытии Константин Алексеевич Виноградов. Он отметил, что хоть Чайковский был в Феодосии и недолго, в 1887 году, однако успел посетить картинную галерею Ивана Константиновича Айвазовского. Наверное, великий композитор вряд ли предполагал, что наступит момент, когда потомки захотят увековечить этот момент его жизни. И всё-таки, этот малоизвестный факт достоин не только простого упоминания, но и должен вдохновлять юные музыкальные дарования Феодосии на повышение своего исполнительского мастерства.

na-pamyat-u-muz-shkoly

Которое и продемонстрировали учащиеся и преподаватели этого замечательного учебного заведения во время прекрасного концерта, состоявшегося после этого события.
Сожалею, что не узнал фамилий тех юных музыкантов – воспитанников музыкальной школы №2, которые блестяще исполнили произведения великого композитора. Будем надеяться, что их фамилии ещё прославят Феодосию; но невозможно не упомянуть и прекрасное исполнительское мастерство преподавателей, выступивших на сцене актового зала школы в качестве солистов, квартета и аккомпаниаторов.
Впрочем, чтобы давать оценки мастерству профессионалов, разумеется, нужно самому быть профессионалом. Поэтому на эту тему скажу как дилетант, любящий музыку и, к слову, даже около двух лет учившийся в единственной в 60-е годы Феодосийской музыкальной школе, уважающий таланты настоящих музыкантов – педагогов – это было прекрасное зрелище!
В заключение концерта выступили гости из Петрозаводска – хор детской музыкальной школы этого северного города исполнил одну из пьес Чайковского, получив в награду бурные аплодисменты присутствовавших в зале юных и пожилых зрелых ценителей искусства великого композитора. Кстати, благодаря участию в этом значимом событии удалось познакомиться с гостем Константина Виноградова из Санкт-Петербурга, военным историком Никитой Владимировичем Мигаевым, о котором в двух словах не расскажешь, поэтому перенесу краткое с ним знакомство в другой сюжет – библиотечный.

Виноградов и Мигаев
Виноградов и Мигаев

Тем более, что с ним удалось встретиться вторично.
Впрочем, есть в нашем городе немало людей, в том числе и высокопоставленных, а так же «великих знатоков» истории, которых «Виноградов уже достал своими досками». Есть и такие, которые считают труды этого подвижника пропаганды истории родного города «пиаром», «работой на публику» и просто глупостью.
Наиболее изощрённые из «самых умных», будучи «в курсе» всех деталей жизни Петра Ильича Чайковского, считают состоявшееся событие… «пропагандой голубизны»! Ну уж совсем воспалённое воображение таких «спецов», начитавшихся вредной литературы прошлого, может нормального человека убедить только в одном: у талантов во все времена были завистники, как бы это помягче сказать, желавшие испоганить не только репутацию, но и карьеру человеческому таланту. Такие, к сожалению, не перевелись и сегодня. Таким хочется сказать одно – сделайте лучше, сделайте хоть что-нибудь для того, чтобы мы лучше знали нашу историю и людей, в ней участвовавших, прославивших наш город, приложивших свои силы, даже положивших свои жизни за нас, за город и страну. Таких людей наша Церковь иногда называет «воссиявшими». Поэтому «оппонентам» труда клуба любителей истории скажу так: сделайте лучше, сделайте больше, а потом посмотрим, что и кто стоит, кто и сколько «пиарится».
Слова из дневника композитора, как мне кажется, могут пояснить нам с вами очень многое. Прочтите.
Дневник №7, 1888-1889 г.
«…я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лица, русские обычаи, русскую старину и историю. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не за них, а потому… что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобства и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязь то, что для меня несказанно дорого и свято».
Согласитесь, крепко сказано, по-русски. Не похожи эти взгляды на порочные, хотя вполне можно признать, что мы все – не без греха. Но абсолютно понятно и другое: так мог написать только настоящий патриот России! Эти слова, кстати, полностью можно отнести к тем нашим современникам, которые в погоне «за удобством и комфортом» — цитирую великого композитора, готовы сломя голову лететь на самолётах в «дружественную» до омерзения Турцию, чтобы получить там, не взирая ни на какие внутри турецкие и международные потрясения, развлечения типа «всё включено»…
Поэтому постыдитесь, «знатоки», и взгляните вначале на себя, любимых. Особенно со стороны: это полезно делать прежде, чем оценивать, вернее оплёвывать, выдающиеся личности прошлого, особенно такие, как великий композитор Чайковский.
Отдых душой в Феодосии продолжался…

Чуткие души феодосийских кошек.

В первой же моей пробежке в самом начале июня напротив музея сестёр Цветаевых на улице пионера-партизана Виктора Коробкова натолкнулся на необычную выставку. Это абсолютно новое, хотя я плохо понял, почему именно, изобретение неких авторов, называется теперь «Сушка» (Вычитал в Интернете, а так бы до сих пор не знал). Это формат выставки, объединяющий фотографов любителей и профессионалов. Там этих людей объединили портреты любимых миллионами жителей планеты домашних животных – кошек. Инициатором, как выяснилось позднее (никакой информации на эту тему я там не обнаружил вообще), выступил музей сестёр Цветаевых.

brodskij-i-cvetaeva-m

foto-i-poeziya-o-koshkax

Осматривая портреты забавных кошачьих мордашек, развешенных на верёвках и закреплённых прищепками, поразился и удивился: такого никогда не видел. Особенно восхитили стихи о кошках, тут же размещённые по-всякому: оказывается, множество авторов, в том числе такие всемирно известные поэты, как Иосиф Бродский, Гарсиа Лорка, Сергей Есенин, Эдуард Багрицкий, Марина Цветаева и ряд других, писали о кошках задушевные стихи, обращаясь к ним как к друзьям, одушевлёнными близким существам, часто помогающим человеку в жизни вообще. И ведь действительно, это так! Сколько за мою жизнь кошек прошло через душу, через мои руки – сложно вспомнить. Некоторые жили долго и являлись настоящими и абсолютно необходимыми членами семьи, которые оказывали положительное влияние на психологическое состояние, и даже обладали вполне реальными лечебными качествами. Как только и какие только слова я тогда не прочёл на этой «Сушке»! Жаль, негде было посидеть, подумать – но сфотографировать кое-что я догадался.
Слава Богу, мы не одни на этом свете: с нами наши любимые, и такие разные по характеру зверьки – наши кошки…

Библиотеки, забытые имена и книжные дары из Тюмени.

Клуб любителей истории Феодосии – организация неугомонная, ведь его председатель Константин Виноградов упорно трудится над возвращением незаслуженно забытых имён. Так, герой Кавказской войны (1804-1813гг.), которого когда-то называли за стремительность действий «Генералом — метеором» – Пётр Котляревский, принадлежит к русским национальным героям, но…малоизвестным даже в нашем городе! И так бывает в нашей военной истории.
Пётр Степанович о секретах своих побед на Кавказе говорил так: «Обдумываю холодно, а действую горячо». Последние годы жизни этого выдающегося и «горячего» военачальника прошли в Феодосии, но только Виноградову пришла в голову идея об увековечении имени этого выдающегося военачальника, «Кавказского Суворова», как его называли в далёком прошлом.

И уже 12 июня на вечере в филиале Феодосийской ЦБ им. Семёна Пивоварова я имел удовольствие смотреть кинофильм «Забытый полководец. Петр Котляревский», созданный молодым кинодокументалистом из Санкт-Петербурга Евгением Поповым, при поддержке Министерства Культуры России и генерального директора ТРК « Санкт-Петербург Сергея Боярского — сына знаменитого актёра Михаила Сергеевича Боярского. Съёмки проходили в Феодосии осенью в ноябре 2015 года при активном содействии Константина Виноградова и возглавляемого им клуба, и Феодосийской картинной галереи им. Ивана Айвазовского в лице её директора — Татьяны Викторовны Гайдук.
Там выступил питерский военный историк и библиотекарь Никита Владимирович Мигаев. Многие годы он являлся научным сотрудником «Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», поездил по воинским частям и гарнизонам Советской и Российской армии с лекциями и выставками по военной истории отечества. Долгое время трудился научным сотрудником Российской Национальной научной библиотеки в Санкт-Петербурге. Сообщение Никиты Владимировича было кратким, но содержащим интересную информацию о ситуации в России и мире конца XVIII- XIX веков.

sam_9305-kopiya

Знакомство с ещё одним известным тружеником военной истории России из города Санкт-Петербурга – ещё одна моя удача!
На этом же мероприятии выполнил общественное поручение тюменских писателей – вручить несколько книг маститых и молодых авторов города Тюмени городским библиотекам – часть в Пивоваровскую, а позже – в центральную имени Александра Грина. Отчёт об этом событии лично авторам – членам Союза писателей России Л.К. Иванову и А.П. Захарову, директору Департамента информационной политики Тюменской области – мастеру поэтической миниатюры А.П. Новопашину, а так же подающей большие надежды писательнице Миле Романовой, я представил лично с трибуны очередного заседания Литературного объединения Тюмени совсем недавно – 30 сентября. Миссия была выполнена успешно!

vruchenie-knig-v-cb-im-a-grina

А 23 июня премьера этого кинофильма была повторена, но уже в помещении Феодосийского музея Древностей, где при активном участии его директора, кандидата исторических наук Александра Анатольевича Родионова, клуб любителей истории Феодосии открыл ещё одну памятную доску — очередной информационный знак выдающемуся русскому полководцу, генералу от инфантерии Петру Котляревскому.

otkr-doski-kotlyarevskomu-na-muzee-dr

Пусть ещё больше россиян знают о наших героях прошлого, потому, что нам есть кем гордиться и на кого равняться! В этом благом деле невозможно переусердствовать!
Отдых душой продолжался…

Значимые даты середины июня.

21 июня в Феодосии прошел митинг-концерт, посвящённый 10-й годовщине народного пикета «АнтиНАТО». Люди, которые в мае и июне 2006 года фактически сорвали высадку НАТОвского десанта на феодосийскую землю, заставили убраться восвояси тех военных, которым удалось высадиться и немножко пожить в здании бывшего санатория МО Украины в Феодосии, прибыли на привокзальную площадь отдельной колонной, которую участники акции – жители Феодосии, Коктебеля, Керчи, Судака, Джанкоя, Кировского, Ленинского и Нижнегорского районов, гости из Москвы, Питера и других городов материковой России – приветствовали аплодисментами. Переполненный впечатлениями, хлопал и я, не совсем представляя себе, как это простые люди, население города и пригородов, смогло тогда организоваться, и в едином порыве стоять за свою идею. Выступая, в сущности, вместе с городским руководителем Владимиром Шайдеровым против решения центральных властей, наши люди приняли решение объявить Феодосию «территорией без НАТО».

13432244_1147888178608991_5978786272871500020_n
Со сцены, установленной возле Дома культуры, поименно назвали всех организаторов и активистов того нашумевшего пикета. Были озвучены имена всех депутатов городского совета того созыва. Выступили активные участники тех событий А. Кутузова, Ю. Болдырев, В. Сколубин, фамилии которых я узнал из прессы, поскольку с ними, к сожалению, не знаком. Своими воспоминаниями поделились многие участники пикета, но многие к микрофону не попали и ушли, как мне кажется, обиженные. Конечно, мне сложно, да и ни к чему пытаться оценивать тех или иных – ведь каждый феодосиец, каждая партия, внесли какой-то свой вклад в эту, как мне кажется, серьёзную политическую акцию. Но в тот день были заметны некоторые партийные противоречия. По всей вероятности, они связаны с оценкой вклада в это дело, которая, как правило, у всех может быть разной, да и со временем меняется. Но мне было ясно одно: феодосийцы – партийные и беспартийные, в те дни проявили себя настоящими патриотами родины своей – России, до возвращения к которой было ещё долгих 8 лет.
В событиях тех дней проявилось поразительное единодушие людей разного возраста, служебного и партийного положения. Милиция, таможня – силовики, буквально «поперёк своего долга» перед Украиной, которой служили, не препятствовали, а наоборот – способствовали целям этого народного действа! Впереди, как мне показалось, всё-таки, были коммунисты, и даже товарищ Геннадий Андреевич Зюганов, оказавшийся в Феодосии именно в этот момент, сказал тогда свои слова поддержки людям. Возможно, сегодня возникли какие-то внутрипартийные противоречия, из-за чего появились обиды. Но народу нужен был результат, и он его добился. Не устаю поражаться феодосийцам!
Как водится в таких случаях, были поздравления от имени республиканской и городской власти. Выступил юный зампредседателя Госсовета Крыма Андрей Козенко, ничего не придумав в конце своей речи, как крикнуть очень глупо всегда звучащую там, и ещё глупее прозвучавшую тут, в Российском городе Воинской славы Феодосии, кричалку украинского типа: «Слава России»!

13450134_1147888811942261_5089808656373999558_n

Хоть бы кто-нибудь готовил таких высокопоставленных юных неучей как себя вести на митингах и что кричать…
Более весомо и без глупостей выступили глава городского округа Светлана Гевчук и будущий глава администрации города Станислав Крысин.

И была хорошая концертная программа, подготовленная солистами и творческими коллективами феодосийского округа. Выступили и гости из города-героя Севастополя-ансамбль «Подворье» очень порадовал присутствовавших своим мастерством.
Да, есть что вспомнить и что помнить долго феодосийцам – людям, проявившим себя истинными россиянами, продемонстрировав характер свободного народа и волю к победе над киевскими холуями и лично Ющенко! Этого никогда не забыть!

А буквально на следующий день в среду, 22 июня – была ещё одна годовщина, очень печальная. Имеющая прямое отношение к нашему Городу воинской славы.
У мемориала «Вечный огонь» состоялся митинг, посвящённый 75-й годовщине начала Великой Отечественной войны. В День Памяти и Скорби собравшиеся на митинге горожане и гости Феодосии возложили цветы к Вечному огню, отдавая дань памяти защитникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и при освобождении Феодосии от немецко-фашистских захватчиков.

13494916_1147937685270707_7660721982674153451_n

Глава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Светлана Гевчук произнесла торжественную речь, в которой рассказала о героическом подвиге отцов, дедов и прадедов, отдавших жизнь за освобождение Родины. Но в этот момент её слова, которые иногда кажутся дежурными фразами, мне не показались таковыми: чувства людей у Вечного огня были написаны на лицах всех – пожилых и юных, детей и подростков, женщин и мужчин. Было понятно: люди помнят, люди скорбят, люди понимают, что за годовщина поминается на этом, по своей сути сакральном, святом месте Феодосии. Детские творческие коллективы исполнили песни военных лет, звучали стихотворения о войне и её героях. Митинг закончился минутой молчания в память о погибших воинах и возложением цветов к Вечному огню.

Клуб любителей истории Феодосии в тот день тоже не мог остаться в стороне, и в 15 часов в Центральной городской библиотеке имени Александра Грина состоялась встреча, посвященная Дню памяти и скорби.
Присутствовало немного людей, но зато это были истинные любители истории Феодосии и России, и было понятно – они помнят о начале Великой Отечественной и понимают важность этой даты в истории нашего государства.
Председатель клуба любителей истории Феодосии Константин Виноградов напомнил в какой именно день без объявления войны фашистская Германия и ее союзники напали на Советский Союз — это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Так что тот день был не просто 22 июня 1941 года — Вермахту, если бы его горе-командиры знали, был дан сигнал Господом Богом. Сигнал о неотвратимости возмездия за свои преступления. А нашему народу Он сразу пришёл на помощь в святом деле защиты Отечества.
Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы. Началась Великая Отечественная война — самая кровопролитная и страшная во всей военной истории России. Красной армии было суждено стать ведущей силой в избавлении мира от фашизма, показать всем, что дух советского солдата захватчикам не сломить.
Мероприятие оставило неизгладимый след в душах присутствовавших людей. Мой отдых душой продолжался…

Музыка древнего храма Сурб-Саркис.

Наконец-то, ноги принесли меня на органный концерт в одно их красивейших культовых сооружений Феодосии, средневековый армянский храм Сурб-Саркис. О нём самом, безусловно, есть что рассказать, но остановлюсь пока что именно на древней армянской музыке.
Орган в храме, сам по себе, не впечатляет: это малогабаритный электрический музыкальный инструмент, далеко не самый современный и не японского производства, но в отличном состоянии, с прекрасным звуком и возможностями. На мой взгляд старого любителя органной музыки, бывавшего на концертах и выдающихся органистов и начинающих в концертных залах Ленинграда и Тюмени, больших католических храмах Будапешта и Таллина, могу сказать, что для зала такого объёма и акустики, этот орган – наиболее приемлемое решение. И вообще сходу и немедленно, просто обязан выразить огромную благодарность за эту идею вообще, и её воплощение – в частности, замечательному человеку и служителю Божиему, отцу Иеремии Макияну – настоятелю этого действующего храма Армянской Апостольской церкви и нашему земляку! Всё – от него, везде его труды – от идей до их воплощения. С этим светлым человеком, настоящим подвижником и великим строителем, мне удалось поговорить; но сначала о музыке.

o-ieremiya-kopiya
Армянская духовная музыка очень своеобразна. Наверное потому, что гораздо более древняя, чем всем известная и даже популярная во всём мире музыка Иоганна Себастьяна Баха и всех европейских авторов более поздних, которая нам, современникам, кажется где-то эталоном, «высшим классом» органной музыки. Если такое понятие тут уместно, и если вообще стоит сравнивать разные времена и традиции органной музыки вообще. Армянская духовная музыка аскетична, звучит более просто и…печально. Мне кажется, я даже уверен в том, что у армян именно такая музыка и должна была быть, именно такая музыка созвучна душам древних армян. Это были суровые и аскетичные, упорно преодолевавшие многочисленные трудности свободолюбивые и гордые люди – воины и строители, постоянно, долгими веками преследуемые многочисленными врагами. Музыка древних армян, конечно же, нисколько не напоминает ни хоралы и фуги, ни часто торжественные, и даже иногда празднично и бравурно звучащие органные мелодии европейских авторов. Хотя, конечно же, не вся органная музыка в Западной Европе является духовной. Я чувствовал этот огромный контраст когда слушал, и поражался всему: например, я ли тут сижу, в старинных деревянных креслах, возвращённых не иначе, как промыслом Божиим из Ялты, и слышу мелодии, которым, наверное, более 800 лет, и ноты которых из древних армянских книгохранилищ, опять же Божиим промыслом, были тщательно сохранены и прибыли сюда, в этот храм, чтобы мы, в XXI веке, смогли их послушать… Слушать органную музыку древней Армении – где ещё в России, скажите мне, это возможно?
Юная Феодосийская органистка, только что закончившая музыкальную школу №1 Амина Велиева, исполняла абсолютно необычные для моего уха древние мелодии Армении, и я решил их записать на память в свой диктофон. Но при этом понял, что в телефоне моём… не стало сети на обеих СИМ картах! Записывал, и думал, думал – чем же это объяснить? Может, читатель догадается – я не смог; видимо мой сотовый телефон ОКАЗАЛСЯ В СРЕДНИХ ВЕКАХ, находясь в этом храме – а какая там сотовая связь… Но диктофон работал – ему было безразлично. Что это было – не объяснил даже отец Иеремия во время нашей беседы. Храм воистину Божий, Сурб-Саркис – ещё раз в этом убедился…
После концерта журналист и главный редактор феодосийского информационного портала kafabella.ru Анна Щелканова – бескорыстная помощница отца Иеремии в его делах и начинаниях в области музыки и культуры древнего народа, вместе с юной органисткой, дали мне некоторые пояснения по услышанной мной впервые в жизни музыке. Оказывается, большинство из органных произведений древних армянских авторов может сопровождаться песнопениями, и об этом организаторы этих замечательных концертов тоже думают, но пока не хватает возможностей реализовать эту идею. Амина исполнила так же одну Прелюдию И.С. Баха и даже прекрасное адажио соль минор Томмазо Альбинони, а следующий концерт, состоявшийся, к великому моему сожалению в день моего отъезда домой, должна была играть другой исполнитель.

u-sarkisa-s-shhelkanovoj
Так состоялась моя первая встреча с органом храма Сурб-Саркис и древней армянской музыкой. За каких-то часа полтора – такое незабываемое музыкальное путешествие в средневековую Армению, что даже сотовый телефон поверил в это, а сколько новых эмоций и впечатлений! Отдых душой продолжается…

 

 

Судьбы средневековых храмов Феодосии.

Самые древние храмы, сохранившиеся в Феодосии – армянские. Кажется, что о них уже всё сказано и всё известно. Но мы даже не задумываемся над этим фактом, не ценим того Божьего благоволения, которое Он послал нам, оставив рукотворные памятники веры христианской, некоторым из которых уже почти 1000 лет! Мне кажется, что только теперь до народов Российской Федерации начинает доходить насколько бесценный исторический бриллиант – Крым, вернулся на родину. Надеюсь, скоро дойдёт. И не только до рядовых граждан, но и до самых верхов нашей власти…
Сам факт того, что только на протяжении моей жизни прекрасный храм Сурб-Саркис, построенный в ХI веке и видевший за свою тысячелетнюю историю очень многое, претерпел просто огромные изменения в последние десятилетия, поразителен. Он снова стал армянским храмом господним, а ещё музеем и даже концертным залом с прекрасной акустикой и неповторимой аурой. Господь Бог послал ему, наконец-то, достойного служителя, настоятеля, радетеля – как угодно назовите отца Иеремию – и всё будет верно, правильно. Об этом человеке чуть ниже, а я помню этот храм совсем другим: ведь через улицу, в доме № 8 по бывшей улице Тимирязева, не имевшего никакого отношения к городу Феодосии, моё детство и прошло.
Садик Айвазовского тогда входил в «сферу моего детства» — тут бегали и играли с друзьями, и даже изредка пытался готовиться к экзаменам в 10 классе – ведь тишина и покой тут присутствовали всегда. И храм, всегда стоявший такой величественный в своей изысканной простоте, даже когда внутри его подолгу находилась неведомо откуда для нас бравшаяся вода, с неповторимыми нигде и никогда архитектурными деталями, уютным двориком и, как стало понятно гораздо позже, колокольней. Да и дворик тоже, оказывается, не совсем дворик, а пол обрушенной части здания.

Сурб Саркис сегодня.
Храм Сурб Саркис сегодня.

exhibition_50

Значит, храм был ещё больше, и, судя по гравюре ХIХ века, ещё красивее…
Всё же надо признать, что ему повезло, пожалуй, больше, чем другим армянским храмам – всё-таки, он был очень близок семье И.К. Айвазовского: тут его и крестили, здесь он венчался, тут же – отпевали, здесь раб божий Иван (Ованес) и упокоился в ограде своего любимого храма.

izyskannaya-krasota-surb-sarkisa

                                                                                                                                  sam_9420-kopiya

В него никогда – слава Богу, не попадали бомбы и снаряды. Не покушались на уничтожение – во всяком случае, по-моему, никто о таком не слышал. Но использовался в советское время как большинство культовых сооружений. В моём детстве – как склад краеведческого музея. Тут находились «запасники» — так называемый лапидарий. Видел с пацанами, глядя в зарешечённые окна, различные каменные фрагменты – надгробия, хачкары и что-то другое, не видное в темноте. Часто видели много воды внутри, помню так же очень древние, ажурные деревянные двери, находящиеся сейчас в музее Древностей – и слава Богу: сохранятся.

sam_9426-kopiya

Сейчас Сурб-Саркис действующий храм Армянской Апостольской церкви в Крыму. Ухожен и тщательно отреставрирован внутри и снаружи – ни одной трещины или сломанной архитектурной детали, заботливо укрыт новой черепицей. Восхитительный крест венчает купол храма, внутри, по словам отца Иеремии, возвращённые из Ялты старинные деревянные сиденья со спинками – сразу впечатление, что они тут были всегда. Просто уезжали не надолго – приблизительно лет на восемьдесят, по чьей-то воле…
Во время откровенного разговора о судьбах Феодосийских армянских храмов их попечитель рассказал мне кратко о том, что было с Сурб-Саркисом в прошлом, и что стало теперь. Протоиерей о. Иеремия — это священник-настоятель-вдохновитель и лично сам же – исполнитель всех задач, накопившихся за столетия бесхозности и безразличия к выдающимся архитектурным и религиозным памятникам Средневековья, которыми щедро одарила история не только наш древний город, но и Ялту, армянскую паству которой он тоже окормляет.
А был молодой физик-теоретик, получивший прекрасное образование и имевший вполне ясные научные перспективы, работая в научных центрах в Дубне. Всё получалось, науку парень двигал в нужном направлении. Затем – резкий поворот в судьбе молодого учёного, и вот в 1992 году его благословляет во священника лично Католикос всех армян Вазген I.

 Католикос всех армян Вазген I

Католикос всех армян                   Вазген I

В это трудно поверить, но примерно так, если без деталей, сложилась судьба этого человека. С тех пор начались его заботы о душах людей и храмах Божиих.
Конечно, судьбы у всех армянских храмов Феодосии абсолютно разные, как и многовековые «болезни», которые нужно было «лечить» — всё, как у людей. Но наиболее тяжёлое положение в то время было именно с Сурб-Саркисом: за многие столетия и эпохи вокруг него произошло множество изменений. Обширная в прошлом территория вокруг храма, застроенная культовыми зданиями, не создававшими препятствий дождевой и подземной воде, имела естественные водоотводы. Но лет двести или больше назад застройка стала плотнее, культовые здания вокруг территории храма стали городскими, водоотводы были нарушены, засыпаны, и грунт местности с нагорной части стал со временем переувлажняться. Повысился уровень грунтовых вод, возникла опасность оползневых явлений, что и выразилось в наплыве грунта на стену храма со стороны горы Митридат (горы Айвазовского). Всю эту предысторию мне поведал сам отец Иеремия, вынужденно превратившийся из физика – теоретика в инженера – практика водоотведения: никто, разумеется, в украинские времена и не думал оказать помощь в сохранении архитектурного наследия Средневековья. Правда, надо бы сказать, справедливости ради, и о том, что проблема затопления храма Сурб–Саркис, состояния других храмов и объектов Генуэзской крепости в Феодосии и вообще – поддержания в приличном состоянии объектов древности, не особенно волновало наше руководство и в годы советской власти. Возможно, поэтому при строительстве нового 5-ти этажного дома Феодосийским морским портом на улице Морской, никто даже не подумал исследовать вопрос о возможном влиянии этой стройки на состояние почвенных грунтовых вод по отношению к древнему храму. Но влияние, к сожалению, эта стройка оказала. Негативное: вода в храме в 70-е – 80-е годы стояла постоянно.
Таким образом, грунтовые воды стали главным, но не единственным врагом этого замечательного храма, и о. Иеремия, тщательно изучив всю техническую литературу по водоотведению, положил много лет и трудов на то, чтобы не только понизить уровень грунтовых вод с помощью дренажа, но и прекратить многолетнее «паломничество» в этот уютный уголок праздно шатающейся феодосийской шпаны, бомжей и наркоманов. Думаю, что формат этой статьи не позволяет глубоко осветить эти сугубо специальные вопросы, да это теперь и не нужно. Достаточно понять, что водоотведение – это очень сложная комплексная, тяжёлая и дорогостоящая работа. Но в то же время именно меры по водоотведению, своевременно предпринятые, и только они, способны защитить любые сооружения и объекты и дать им продолжительную жизнь. Средневековые строители, строители древних времён, это прекрасно понимали. Именно поэтому, в сочетании с высочайшим качеством материалов и растворов (не знавших, к слову, цемента), они построили объекты, которые мы и сейчас видим, можем в них зайти, потрогать руками и… помолиться в них Богу. Отцу Иеремии же пришлось решать эти проблемы спустя почти тысячу лет после постройки храма – это была уникальная по сложности инженерная задача!
Теперь вода в храме может появиться только изредка и не много, когда идут затяжные ливни, и дренаж не справляется с её количеством. Но храм теперь, надо признать, надёжно защищён от главной опасности, ему угрожавшей. Все остальные тоже уже давно забыты. Нет сомнения в том, что его жизнь продлится теперь ещё не одно столетие.

Сложная судьба и у ещё одного культового сооружения Средневековья – церкви Святого Георгия, построенной в 1452 году за городом и бывшей в Генуэзские времена предположительно храмом большого монастыря. Расположенный смелыми армянскими строителями на косогоре, храм выстоял столетия, пережил несколько изменений конфессиональной принадлежности (принадлежал в своё время и греческой Православной церкви тоже) и очень длительный период безразличия, мягко говоря, к своей судьбе. По-видимому, наиболее сложным периодом для храма Св. Георгия были ХХ и ХХI, наиболее «продвинутые» века, когда это крепкое, мастерски сооружённое здание, буквально рушилось под воздействием осадков и безразличия людей.

2014-god-kopiya
Храм Св. Георгия снаружи. 2014 год.
Вид храма изнутри. 2014 год.
Вид храма изнутри. 2014 год.

Слава Богу, сейчас ситуация изменилась, и, опять же, благодаря появлению в городе о. Иеремии. Исподволь и не торопясь, он скрупулёзно и настойчиво собирал средства и любые материальные возможности, искал поддержку и находил соратников для реализации своих планов, целей и задач. Десятилетия потребовались этому упорному человеку, чтобы сдвинуть с места проблемы восстановления древних духовных памятников армянского Христианства.
В 2014 году, уже перед отъездом, буквально пробегая мимо храма Св. Георгия, вдруг увидел около него людей, и подошёл.

Взялись за Георгия! 2014 год.
Взялись за Георгия! 2014 год.

Оказалось, что это были рабочие, занимавшиеся расчисткой внутри храма и вокруг него. Из разговора с ними (один даже оказался бывшим учеником моей 10 школы!) я понял, что до этого многострадального храма тоже дошли руки у о. Иеремии. Тогда я пожалел, что не смог с ним познакомиться. Но ничего страшного – познакомился через год.
Храм Св. Георгия в результате многолетнего воздействия грунтовых и дождевых вод стал трескаться. На стенах его давно были заметны вертикальные трещины, часть свода просто обвалилась. Железная кровля сильно проржавела, двери многократно выламывались, вокруг было полное запустение и горы мусора. Похоже, что и там было некое пристанище людей без определённого места жительства… И вот в 2014 году работы начались. В 2015-м храм был уже надёжно закрыт, были заметны результаты работ по части кровли. В 2016-м ещё издали я увидел совершенно другую крышу храма: она полностью восстановлена и покрыта новенькой черепицей, как и купол!

2016 год.
2016 год.

Все щели и трещины в стенах аккуратно заделаны раствором, вокруг храма – чистота и порядок. На дверях Святого Георгия надёжные замки: работы ещё не закончены, и о. Иеремия не смог назвать хотя бы ориентировочные сроки их окончания – средств явно не хватает.
Может быть, Бог даст ему помощь в виде мецената, или государственной поддержки в этом благом деле – я не знаю. Но почему-то уверен, что рано или поздно храм Святого Георгия в Феодосии снова засверкает своей неброской красотой и изяществом, и мы сможем полюбоваться внутренним убранством некогда одного их самых величественных армянских храмов Средневековья.

Не могу сказать хотя бы пару слов об открытии в прошлом году, пока что только для посещения и осмотра, ещё одного из армянских храмов Средневековья, примерно 1400-х годов постройки – церкви Святого Иоанна Богослова на Карантине. Разумеется, он тоже имеет свою уникальную историю. Последние лет пятьдесят храм был вообще брошен на произвол судьбы, там не было даже склада! Во всяком случае, в моём детстве вход в это крепкое, без видимых повреждений здание с двориком, был абсолютно свободный со всеми вытекающими отсюда прелестями и последствиями.

Вид из дворика. Фасад.
Вид из дворика. Фасад.
Внутренний дворик храма.
Внутренний дворик храма.

Но, по-видимому, его Бог хранил, поскольку и в него никогда не попадали снаряды, никто не удосужился ничего серьёзного сломать, унести или осквернить. Стоит оно на очень удачном месте, не подверженном воздействию грунтовых вод. Многовековые дождевые воды никакого ущерба этому шедевру армянского зодчества нанести не смогли. Затем, по-моему уже после 80-х годов или позже, его кто-то из понимающих людей решил закрыть надёжно, железной дверью. Я почти уверен, что этот человек – частное лицо, живущее где-то рядом с этим местом и храмом, у которого есть душа, жалость к судьбе этого памятника христианской архитектуры Средневековья. Но, возможно, что этим человеком был и о. Иеремия, прибывший в Феодосию в 1992 году – я не уточнил. Главное, что угрожало храму все эти годы – это люди, а так же деревья и кустарники, разросшиеся на крыше и непосредственно в фундаменте здания. Медленное, но разрушительное воздействие их корней на древнюю каменную кладку очень опасно, и могло привести к непоправимым последствиям.

Удалены, наконец, деревья, разрушавшие древнюю кладку храма.
Удалены, наконец, деревья, разрушавшие древнюю кладку храма.
Здание полностью очищено от растительности. Теперь ему ничто не угрожает.
Здание полностью очищено от растительности. Теперь ему стоять ещё тысячу лет…

Слава Богу, о. Иеремия с помощью добровольных помощников приблизительно два года назад сумел справиться со всеми растениями, разрушавшими кладку храма. Теперь можно надеяться, что ему ничего не угрожает, в чём мне в этом году удалось убедиться лично.

А вот знаменитому далеко за пределами Крыма храму архангелов Михаила и Гавриила на улице Армянской, построенному в 1408 году и пережившему множество катаклизмов, ремонтов и реставраций, повезло меньше всех: в результате многовекового воздействия дождевых, талых и грунтовых вод, это величественное сооружение сейчас не только выглядит ветхим, но и, по словам о. Иеремии, глубоко изучившего «историю болезни» и этого шедевра армянской культовой архитектуры, фактически вряд ли может быть отремонтирован.

Вид издали.
Вид издали.
edva-zhiv
А это вид едва живой колокольни и разрушающих старую кладку деревьев…

Стены – в трещинах, несущая способность их сильно нарушена, а с нагорной стороны (со стороны горы Митридат) давно имеются оползневые явления из-за многолетнего переувлажнения грунтов. Там же, очень близко к стене храма, допущена плотная современная застройка, скорее всего без должной оценки органами архитектурного надзора и археологов. Эта же стена сильно проросла крупными деревьями, то же самое вблизи купола и колокольни. Учитывая тот факт, что кровля большого зала храма уже однажды обрушивалась и восстанавливалась (предполагаю, с серьёзными нарушениями правил Средневекового строительства), то воздействие воды по-прежнему разрушает храм в целом. Особенно жалко смотреть на изящную колокольню, ветхость которой видна не вооружённым глазом с земли. О. Иеремия сказал, что опасность обрушения храма сейчас представляет не только посещение храма, но и произнесение громких звуков внутри него. Похоже, дальнейшая судьба сооружения в руках Божиих…

Заканчивая рассказ о подвижнической деятельности Армянской Апостольской церкви в Феодосии в лице архимандрита о. Иеремии могу сказать, что, не смотря на очень разные судьбы и состояние Средневековых армянских храмов в Феодосии, последние десятилетия для их сохранения и возрождение сделано очень многое. Как, какими усилиями и средствами появились столь разительные перемены к лучшему, мы можем только догадываться. Хотелось бы, чтобы труды и, в особенности их результаты, стали предметом какой-то оценки и со стороны органов Государственной власти, и со стороны ведомств и организаций, занимающихся сохранением исторического и архитектурного наследия прошлого в нашей стране. Ведь труды на этом благородном поприще нужны не только ААЦ и армянским христианам, но и всем нам – россиянам – наследникам богатой и разнообразной истории нашего многонационального Отечества. Отдых душой продолжался…

 

Георгий Меликов. Феодосиец, воин, писатель и гражданин.

Лет шесть назад в Комсомольском парке впервые встретился с симпатичным пожилым человеком, продававшим свои книги. В 2013-м разговорились. Не могу сказать, что познакомились, но его книги я держал в руках. Это были отпечатанные на принтере книги не больших форматов, но разных жанров. Преобладали исторические.

georgij-melikov-kopiya-kopiya
В 2015 году, бывая в или проходя мимо Комсомольского парка, впрочем, довольно редко – пару раз за отпуск, этого человека не видел. Оказывается, и не мог видеть, потому, что 24 июня 2016 года исполнилось уже два года со дня смерти писателя и поэта-фронтовика, Георгия Александровича Меликова.
На церемонию торжественного открытия ему информационно-памятного знака на фасаде городской библиотеки им.Г.Меликова в п. Ближних Камышах собрались друзья Георгия Александровича, феодосийские поэты и писатели, читатели. Председатель клуба любителей истории Феодосии К.А.Виноградов меня позвал и на это мероприятие, но, к сожалению, поехать не получилось. Жаль. Константин Алексеевич, библиотечные работники, участники литературных объединений «Киммерия» и «Бригантина» и другие, поделились своими воспоминаниями о замечательном человеке, писателе и просветителе.
Как мало я о нём знал! И только теперь поинтересовался на сайте «Подвигнарода.ру» каков был боевой путь этого скромного человека. Оказалось, что первый свой орден «Красная Звезда» юный лейтенант 1925 года рождения получил за храбрость при отражении атак противника на участке его взвода во время Висло-Одерской операции 5 февраля 1945 года. Командир полка подполковник Коломиец представил офицера, дважды раненого в том бою и не покинувшего поле боя, «за стойкость и личный пример поведения в бою при отражении контратак противника», к ордену. Вот каков он был, наш скромный писатель, поэт и просветитель Георгий Меликов. Разумеется, у него были награды и позднее – ещё два ордена и 17 медалей. Последним – орденом Богдана Хмельницкого, украинское государство наградило Меликова в числе других ветеранов Великой Отечественной войны в 1999 году, когда они ещё были признанными героями своей страны.
Он закончил в послевоенное время Бакинский политехнический институт, долгое время трудился в ряде проектных организаций. Занимал должность главного конструктора в Московском проектном институте. Тогда же началась его активная литературная деятельность, но его первые статьи вышли еще во фронтовой газете.
Георгий Меликов закончил Высшие литературные курсы при Московском Литературном институте имени А. М. Горького, был знаком с Василием Шукшиным, Константином Симоновым и Булатом Окуджавой. В советские времена в издательстве «Красная звезда» вышли четыре сборника его рассказов о войне. Печатался на страницах «Литературной газеты», журналов «Новый мир», «Октябрь», «Работница». Участвовал в выпуске двух московских альманахов и коллективных сборников.
В конце 70-х годах преподавал в Подольском строительном техникуме и Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте. С 1985 года — житель Феодосии, где прожил последние годы.
Георгий Александрович являлся членом Союза писателей СССР, Национального союза писателей Украины, Союза русских писателей восточного Крыма, Союза крымских армянских писателей. Награждён памятной медалью имени И.К.Айвазовского и литературной Пушкинской премией.
Он написал около сотни книг прозы и стихов. И…сидел в Комсомольском парке со своими книгами, изданными на свои средства – именно эти его труды я и видел, смотрел их, но так ничего и не купил в 2014 году. Каюсь….
Разнообразие его творческих интересов мне тогда бросилось в глаза: он написал повести о В.А. Жуковском «Отец всех чертей и ведьм на Руси», о Н.В. Гоголе «Птица тройка», рассказы о А.С. Пушкине «Средь бурь жизни», если не ошибаюсь, в двух томах, «Женские судьбы», «О любви», «Моя война», «Женщины», «Разум и сердце», «Тайна бронзовых пластинок», «С любовью не расставайтесь», роман «Полоса», повести «Если завтра война», «Предательство», поэму «О любви», хронику «Русь Великая», и множество других произведений.

Георгий Меликов и его произведения. Феодосия, Комсомольский парк. 2014 год.
Георгий Меликов и его произведения. Феодосия, Комсомольский парк. 2013 год.

Ещё один подвижник, мастер слова и патриот России армянской национальности, а по своей сути – конечно советский человек был Георгий Александрович Меликов; горжусь, что был знаком с ним и имел честь разговаривать с ним о жизни и его литературных трудах. Царствие небесное и вечная Вам память…

Райские уголки Православия.

О Православных храмах, по-моему, тоже уже всё или почти всё рассказано, написано по многу раз, поэтому повторяться не буду. Но есть около большинства из них по-настоящему райские уголки – где хочется сидеть и никуда не уходить. В этом может убедиться каждый; вот почитаете, и идите туда – убедитесь сами.
Если приехали в город автобусом, то напротив автовокзала роскошный, как огромный букет лучших в мире цветов, стоит храм Св. Екатерины. Внутреннее убранство – великолепное. Хорошее место – рядом всегда множество людей на двух вокзалах. Храм один из «молодых», построен во время строительства железной дороги в Феодосию в 1892 году.

sam_5317

Впрочем, это и так известно; просто зайдём во внутрь ограды и повернём налево. Вы окажетесь в настоящем раю с лавочками и небольшим садиком с бассейном. Садитесь и слушайте или тихие песнопения, или службу, проходящую в храме. Вокруг деревья, цветы: самая настоящая благодать буквально посещает человека, и…уходить уже никуда не хочется. Сиди, думай о жизни, молись, читай молитвы – они перед тобой. Говорят, что и дальше, вдоль келий и хозяйственных построек, лавочки тоже есть, но я не проверял: мне и там было прекрасно. А ведь так было далеко не всегда, даже в мои годы жизни. Когда-то не было ни ограды, ни второго храма, ни келий, ни церковной лавки, ни хозпостроек, ни крестильни, ни воскресной школы. Не было ничего – храм стоял как-то сиротливо и одиноко, и я не помню когда именно он начал новую жизнь: по-моему, где-то уже в 70-х годах прошлого века. Говорят, что и на эту красивейшую церковь Бог послал в своё время настоящего радетеля в лице отца Алексея Свитанского, трудившегося в ней 26 лет – вот всегда и всё в храме зависело и зависит от личности батюшки, во всех храмах и конфессиях, и во все времена! Теперь, правда, находясь в 76-летнем возрасте на отдыхе, этот служитель Божий и строитель всей этой красоты удостоился попасть… под судебное преследование из-за каких-то споров с молодым батюшкой по своему жилью при храме. Об этой некрасивой истории только что узнал и не в курсе деталей. Но могу сказать с уверенностью только одно: негоже внутри церковные дела, тем более чисто, видимо, имущественного характера, выносить в городской суд! Особенно если ответчик – пожилой служитель Божий и, насколько я знаю, настоящий любимец прихожан церкви Св. Екатерины. Никогда не забуду то, что однажды, по-моему в 2014 году, он меня благословил – как Бог прикоснулся. Больше ничего писать о Св. Екатерине не буду –приходите и смотрите сами. Там душа тоже отдыхает…

Далее по дороге к центру на самой горке встретится величественный Казанский собор постройки 1907 года. И внутри и снаружи этот храм – шедевр архитектуры и настоящая жемчужина феодосийского Православия, переживший тоже много всего. Но выстоявший, выдюживший, и теперь радующий и прихожан и гостей города.

kazanskij-sobor

А слева, под большими и тенистыми деревьями, тоже стоят уютные такие лавочки, на которые тоже так хочется сесть, и… не уходить. Есть лавочки и справа от входа, рядом с церковной лавкой, но там, по-моему, пока меньше тени. Хотя тоже уютно. Сел, и на тебя снисходит буквально благодать Божия. Молитвы отсюда не слышно, музыки тоже, но на душе и так хорошо. Сиди. Молись. Думай о Боге. Настоящий отдых души.

В самом центре города рядом с рынком и многочисленными автобусными остановками, отсечённый буквально старинной оградой от мирской суеты, стоит красавец храм во имя Всех Святых, возрождённый буквально из пепла в конце 2009 года на месте изуверски разрушенного в 1961 году. А ведь кто-то давал такой приказ… Бог ему судья, а мы, во-первых, поразимся великолепному и очень не стандартному внутреннему убранству храма.

vsexsvyatskij-xram

В первую очередь росписи стен и самих икон, выполненных в традиции русской художественной живописи, а не в традиции иконописной. Я точно, пожалуй, не смогу сейчас, не будучи искусствоведом, пояснить разницу, но знакомясь когда-то, примерно в 2005 году, с настоятелем-строителем и вдохновителем всех проектов и работ отцом Михаилом Сытенко, я понял одно: храм расписывали настоящие русские художники. И лики на всех иконах – человеческие, очень красивые – просто глаз не оторвать. Этот советский военно-морской офицер, капитан 2 ранга в отставке, тоже очень упорный и целеустремлённый теперь к Богу, получив Благословение от Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря в 1996 году, смог организовать восстановление храма методом народной стройки, преодолел вместе с верующими Феодосии все трудности.

О. Михаил с верующими у восстанавливаемого храма.
О. Михаил с верующими у восстанавливаемого храма.

И храм Божий – Всехсвятская церковь, снова красуется и зовёт нас, сирых, к молитве Божией. Пока что больших деревьев вокруг, по сути дела, нового храма, совсем нет, и единственная лавочка напротив входа в храм, на самом солнце. Зато внутри храма можно посидеть, если устали ноги. Но во Всехсвятской церкви лучше постоять и послушать службу на ногах – очень красиво поёт хор, да и о. Михаил прекрасно ведёт службу.
Спустя целых одиннадцать лет я, наконец-то, в этом году снова получил от него благословение на Троицу, и мы оба порадовались этому, словно только вчера виделись. Спасибо Господу и батюшке на этот прекрасный храм, где душа отдыхает…

Тихий дворик одного их древнейших храмов Феодосии постройки примерно VIII- ХIII веков – Введения во храм Пресвятой Богородицы, а короче – Введенский, лавочкой, к сожалению, не богат. Посидеть можно только внутри. Зато там аура, воздух и вообще – пространство, просто необычное, и Его присутствие там просто очевидно. Ведь считается, что этот храм, тоже видевший очень много всего ( в моём детстве это был какой-то склад) и находившийся в зоне интенсивного обстрела во время Феодосийской десантной операции, не пострадал!

vid-na-kolokolnyu-vvedenskoj-cerkvi-feodosiya

Этот удивительный факт просто подтверждает, что этот храм Божий находится именно под личной защитой Господа, не иначе! Ну, взгляните на это фото военного времени: вокруг Введенского храма всё разбито в хлам – ни одного целого здания рядом – только вдали, а он – цел. Чудо. И это ощущение чуда не покидает человека, пока находишься внутри здания. Храни Господь и дальше этот храм, где душа тоже отдыхает…

Судьба ещё одного Средневекового храма на Карантине, построенного армянскими зодчими примерно в 1348 году или раньше – бывшего Св. Иоанна Предтечи, тоже уникальна. Его история и современное состояние всем известны: это один их самых популярных и любимых храмов Феодосии, ставший в ХIХ веке Православным в память Иверской иконы Божией матери. В этой конфессиональной принадлежности древний храм в советские времена использовался традиционно – как склад.

xr-iv-b-materi-vid-speredi

Десятилетиями находился на охраняемой территории Краснознамённого Черноморского флота и доступа в него не было, что, в принципе, и способствовало его сохранности, хотя никого ремонта или реставрации в храме не проводили столетиями. В 1996 году церковная жизнь этой обители возобновилась и это святое место, недалеко от которого на мысе Феодосия в 1920 году были расстреляны 7 тысяч солдат и офицеров Белой армии, вновь был освящён митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Реставрация, большой ремонт кровли, купола, благоустройство и озеленение окружающей территории были проведены «всем миром». Теперь и тут, слева от входа в ограду храма, есть такое райское местечко, где даже в жару среди летнего дня – покой, тишина, прохлада и никуда не хочется уходить. Вокруг тоже благодать и тишина, и людской поток сюда не прекращается; и все там помещаются, всем тут хорошо и Бог тут Присутствует и всех людей Милует. Не верите, не были здесь? Немедленно всё бросайте, и сюда, в Иверский храм. Тут душа отдыхает!

Поскольку это не рассказ о храмах Феодосии – о них всё уже рассказано и всем известно, а только о местах около них, где отдыхает душа человека, то выскажу надежду на то, что и в храмах других конфессий – древних и новейших, греческих (Св. Димитрия) и Св. Георгия на Карантине – пока не действующих, но имеющих большую историческую и культурную ценность, и мусульманских мечетей — Средневековой Муфти-Джами и недавно построенной на въезде в город в с. Ближнем, тоже есть такие места, где душа человека может отдохнуть…

Незабываемые встречи.

В этом году в Феодосии была какая-то необычная, контрастная погода: первая честь июня – прохладная. После этого и до начала июля – испепеляющая жара. Именно поэтому встреч с друзьями и подругами детства, молодыми друзьями, было меньше, чем хотелось бы, да и не все прибыли в Феодосию. И всё равно – без встреч не обошлось.
Одноклассники, «коллеги по детству» и ареалу обитания, молодые друзья — любители старой Феодосии – вот они, тут.

sam_9416

sam_9448

sam_9353

 

 

 

 

 

 

Что имеем – не знаем. Потерявши – даже не плачем…
(Размышления после отъезда…)

Не пойму я что-то: почему наш город стал так равнодушен к своей истории, памятникам архитектуры и её фрагментам, древностям? Ведь ничего из многочисленных сохранившихся памятников, малых архитектурных форм и фрагментов средневековой Каффы, Кефе и Феодосии прошлых веков, тщательно и причудливо перемешанных её величеством историей, не учитывается, не сохраняется, исторические места не изучаются, никому из гостей не показываются просто по незнанию тех, кому всё это положено знать. Но кому положено – это сейчас тайна? Какой орган или лицо сейчас в администрации города отвечает за всё вышеперечисленное? Я не слышал про такое лицо. А если оно есть, то оно абсолютно не в курсе, ничего не знает и ни о чём не ведает из того, о чём я написал выше. Музей Древностей, который мог бы взять, по идее, на себя всю вышеперечисленную работу, не имеет ни полномочий, ни соответствующих материальных возможностей для этого. Говорят, когда-то в этом уважаемом учреждении была специальная ставка для такого специалиста, но в украинские времена, а возможно и раньше, её почему-то сократили. Видимо, в бывшем Рескоме тогдашней АРК посчитали, что уже всё в Феодосии выявлено, учтено и не осталось ни неизвестных памятников, ни фрагментов, ни древних архитектурных форм. Такое положение продолжается до сих пор, и в столице Крыма, где взгляды на местные древности до сих пор не поменялись, по-прежнему «и так всё знают». Иначе невозможно объяснить каким образом там, в Симферополе и кто именно, посмел выдать разрешение на проектирование и земляные работы по прокладке нового канализационного коллектора (к слову, безусловно и остро необходимого городу) именно в местах, где находятся никогда не вскрывавшиеся археологами фрагменты стен и башен берегового пояса Генуэзской Каффской крепости. Почему не информировали компетентные органы – это, видимо руководство города совместно с Музеем Древностей в Феодосии, о предполагаемых работах и разработанном проекте? Да и есть ли сам проект?
Итогом является неожиданное, по-моему, для всех причастных лиц и органов (не считая компетентных феодосийцев) вскрытие больших фрагментов стен и башен, даже средневекового колодца с хорошей, чистой водой во время проведения земляных работ в бульваре на улице Горького! Нашлись некоторые неуравновешенные горожане, возвопившие о «сенсации», и что произведено археологическое открытие. Могу сказать, что это «открытие» — для некоторых феодосийцев и органов местной власти. На самом деле никакой «сенсации» тут быть не могло, поскольку нужно просто изучать те материалы и документы, которые разработаны почти тридцать лет назад. Например, кандидатскую диссертацию по генуэзской крепости Каффа, написанную и защищённую Симферопольским учёным Сергеем Бочаровым ещё в начале двухтысячных годов, где расположение стен, башен, ворот и других элементов крепости и Цитадели расписаны по метрам, и даже есть изображения предполагаемого внешнего вида каждой башни и стен! Нужно просто изучать и использовать для пользы дела это уникальное исследование – и археологам, и экскурсоводам и просто любителям. Однако, С.Г. Бочарова даже не информировали, и сам он, оказывается, сейчас производит раскопки… на Кавказе.
В нашем городе ХХV-ти веков нет, и, к сожалению, никогда не было археологов. Зато есть, слава Богу, умные, грамотные и знающие историки – любители. Пусть даже не «обременённые» дипломами, но народ компетентный. К примеру, такие люди, как С. Крюков и Ю. Кошелев, каждый по-своему, мог бы немало рассказать и показать в Феодосии, о чём мало кто знает, и уж тем более — никто не пытается сохранить. Это о них я упомянул выше. Почему их знания не используются как следует?
В городе сейчас – выскажу осторожное предположение, нет или почти нет специалистов – экскурсоводов уровня покойного Андрея Корнилецкого, и ныне здравствующего Константина Виноградова, выросших из любителей истории, или более старших и умудрённых опытом людей, таких, как Александр Андреев (Таковым, по крайней мере, представляется). Экскурсовод как профессия в Феодосии полностью превращена в профанацию усилиями, вернее бездействием, опять же, городской власти. Скажу больше: уже немало лет на страницах Феодосии в соцсетях («Одноклассники») постоянно появляется множество интереснейших, даже уникальных материалов по истории города практически всех времён, за исключением, может быть, совсем уж древних. Эти материалы, в основном, как раз от упомянутых выше компетентных историков – любителей: тексты, фотографии, гравюры, рисунки и многое другое – это огромный вклад в изучение истории Феодосии, если их учитывать, обобщать и использовать. Возможно, что-то из запасников Музея древностей, но очень многое – из личных архивов и коллекций. В городе работают несколько – не побоюсь такого слова – выдающихся историков, обладающих большим опытом сбора, обобщения и подачи разнопланового материала и создавших великолепные работы по некоторым, мало и совсем не изученным направлениям истории города. И фамилии могу назвать некоторых, с которыми успел познакомиться: Олег Ольховатский, Андрей Бобков, уже упомянутый Константин Виноградов. Всё то, что я сейчас перечислил, составляет интересную, ценнейшую палитру разносторонних и разнообразных материалов – и готовых ( в виде книг, информационных досок клуба любителей истории Феодосии, фотографий, текстовых материалов), и таких, над которыми надо ещё потрудиться. Как-то их труды учитываются, поддерживаются, используются? Спрашивается, кто всё это должен обобщать и использовать для популяризации, обобщения и изучения? Обучения, наконец, тех юных водителей электромобилей, которые под руководством своих не менее, видимо, юных хозяев, лихо мчат по улицам и тротуарам города отдыхающих, попутно болтая о чём угодно и сообщая скороговоркой кое-что и кое-как о тех или иных достопримечательностях. Между прочим, пролетая мимо ценнейших деталей и фрагментов древностей, о которых я упомянул выше – просто по незнанию! Это же недопустимо, это невозможно в нашем городе вот так, походя и кое-как! Но… никого эти факты, похоже, не волнуют: им дали что – лицензию? И – вперёд! За 500 рублей с носа можно и так.
Феодосия потеряла профессионализм и качество представления своей богатой истории мирового значения – вот что это такое. Притом, что и в прошлом, я могу предположить, не все и не всегда экскурсоводы так уж качественно проводили свои экскурсии. Но существовала система в этой работе, может быть и не идеальная. Сейчас – самотёк…
Что-то я разошёлся, разговорился: надо остановиться и сделать небольшое резюме. Вот оно, примерно такое:
— Если в Администрации города Феодосии, всё-таки, есть должность, на которой работник должен отвечать за перечисленные выше проблемы и глубоко знать всю или почти всю Феодосию всех веков, то её должен занимать именно знающий, квалифицированный специалист (по некоторым сведениям такой должности нет),
— Если такой человек будет занимать эту должность, то обязательно при нём должен быть некий Общественный совет из настоящих знатоков, любителей истории и патриотов нашего города, который бы постоянно помогал руководителю в вопросах учёта, сохранения, правильного использования, может быть, даже защиты таких фрагментов, архитектурных форм и прочего, что ещё имеется в городе. Этот же орган, в той или иной мере, мог бы способствовать подготовке знающих и любящих свой город и его историю экскурсоводов, а не просто юных сшибателей бабок.
— Ещё одна мысль, наверное, о том, что власть должна любыми законными путями добиться того, чтобы никто и нигде без её ведома не мог ничего копать, ни даже проектировать – ни строители, ни ремонтники, ни военные – никто. Потому, что город у нас особый – под ногами сама история, или, как минимум, какой-нибудь взрывоопасный предмет. Особенно в историческом центре. Хотя, скорее всего, эту мысль остро необходимо донести до компетентного органа в правительстве Крыма…
Всё. Устал. Теперь попробую немного проиллюстрировать то, о чём упоминал много раз выше. То бесценное, что ещё имеется в городе Феодосии.

Цветы и фрагменты прошлого.

Почему начинаю с цветов вполне понятно: город моего детства, особенно его центр, был настоящим цветником. Надеюсь, никто не станет этого отрицать. Поэтому труды Феодосийского «Зеленхоза» были всем видны, и организация эта, по-моему, была уважаемой всеми горожанами. На цветоводство денег не жалели, и был уход за цветами, полив обязательно утром. Какие были клумбы, цветники, какие были розы! Город поэтому был уютным и ухоженным. По крайней мере, в центре.
Я плохо помню, когда именно начался «закат» цветоводства в Феодосии; но кажется, всё-таки, «на изломе эпох», в конце 80-х или в начале 90-х годов.

Это цветник такой? Клумба? Или просто бурьян...
Это цветник такой? Клумба? Или просто бурьян…

 

Когда наш город погрузился в очередную смуту, слегка напоминающую описанную в трудах нашего историка Андрея Бобкова «Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и Феодосийцы в Русской смуте. 1918 год» – тогда тоже, можно предположить, было не до цветов…
Не могу тут не упомянуть и «закат» местного судоходства, произошедший по не совсем мне ведомой причине примерно в 2014 году при украинской власти. Что помешало тогда принять меры к тому, чтобы ходил хотя бы один теплоход нашего портофлота, мне не известно. До сих пор все наличные суда так и не увидели воды, зато феодосийцев и гостей города последние два лета возит туда-сюда пришелец из Темрюка «Михаил Светлов», кем-то нанятый или купленный. Его «систершипы» «Гарнаев» и «Кожухарь» — корабли вполне пригодные к эксплуатации и имеющие до сих пор экипажи, на стенке. Впрочем, об этом, пожалуй, будет отдельный разговор. Но пока так. Безобразие!

sam_8348
Не стану сотрясать воздух насчёт благоустройства и вообще чистоты в городе – тема старая, часто обсуждаемая, но много лет не решаемая. Издалека нет смысла обсуждать эту больную, влияющую напрямую на привлекательность нашего города как места отдыха и туризма, проблему. Будем считать, что всё это безобразие – из-за немощи и не профессионализма прошлой местной власти, которая, сейчас реформируется. Правда, что-то долго. Будем надеяться, что всё изменится к лучшему: вот уже идут беспримерные по масштабам последних лет сорока – не меньше, работы по перестройке канализационного коллектора. Попутно, правда, «неожиданно» открываются фрагменты средневековых стен и башен – но что поделаешь! И деревья, говорят очень ценные, спилили на участке канавы на набережной, хотя по-нормальному, можно было бы вырыть и пересадить. Но… уж таких «профи» кто-то нанял, видимо аж в Симферополе, которые и без нас всё знают. Вот и пилят подрядчики деревья, но не пересаживают. Жаль. Но ведь зато скоро в городе будет, наконец-то, новая канализация, которая не будет лопаться, ржаветь, и будет надёжно работать десятилетиями. Значит, потерпим. Но не забудем, на всякий случай, «прелести» «непобедимых стоков» в море на Галерейной и Байбугу, с которыми надо серьёзно разбираться, поскольку они тоже впрямую влияют на привлекательность нашего города.
А всё равно – лучше Феодосии города нет, да и быть не может. Поэтому никогда не хотел, не хочу, и хотеть не собираюсь никуда больше. Даже если приплатят (шутка) – никуда не поеду; я ещё не везде в Феодосии-то побывал, не все её камни древние ощутил и вообще – давно не сидел на вершине Тепе-Оба, и не смотрел на море…

Добавить комментарий